Все телекоммуникационные компании тратят немалые средства для построения эффективной системы контроля и обеспечения качества. На уровень качества связи влияет множество факторов, начиная от качества обслуживания абонентов, качества предоставляемых услуг, заканчивая качеством и состоянием телекоммуникационного оборудования, состояния телефонной канализации, кабельной сети и телефонного аппарата у абонента. Уровень качества связи напрямую зависит от эффективности функционирования службы эксплуатации компании. Модель службы эксплуатации телекоммуникационной компании можно рассматривать как организационно-технологическую и техническую Систему (Систему Эксплуатации), состоящую из следующих уровней: № уровня | Название уровня. За что отвечает уровень | Содержание уровня | 1. | Организационно-управленческая инфраструктура (ОУИ) Отвечает на вопрос: КТО и на каком уровне участвует в процессах деятельности компании? | - Организационно-административная инфраструктура;
- Административно-функциональная подчиненность;
- Распределение функций, обязанностей и ответственности;
- Штатное расписание;
- Персонал;
- ….
| 2. | Нормативно-справочные и регламентирующие документы (НСРД) Отвечает на вопрос: НА ОСНОВАНИИ ЧЕГО и ПО КАКИМ ПРАВИЛАМ проводится деятельность, принимаются решения в компании? | - Стандарты;
- Инструкции;
- Правила;
- Приказы;
- Распоряжения;
- Справочники;
- Методики;
- ….
| 3. | Организационно-технологические процедуры (ОТП) Отвечает на вопрос: ЧТО и ДЛЯ ЧЕГО ИСПОЛНЯТЬ, какие процессы деятельности необходимы для деятельности компании? | Формализация процессов деятельности компании с учетом ОУИ и на основании НСРД . Например: - Прием заявок на бюро ремонта;
- Контроль состояния телекоммуникационной сети услуг ADSL;
- Контроль состояния цифровой первичной сети
- ….
| 4. | Технологические процессы (ТП) Отвечает на вопрос: КАК и В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ необходимо исполнять процессы деятельности компании? | Формализация технологических процессов исполнения ОТП. Например: - ТП приема заявок на бюро ремонта;
- ТП контроля состояния телекоммуникационной сети услуг ADSL;
- ТП контроля состояния цифровой первичной сети
- ….
| 5. | Корпоративная информационная система (КИС) Отвечает на вопрос: КАКИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ должны исполняться ТП в компании? | Множество взаимосвязанных автоматизированных информационных систем компании различного уровня и назначения. Например: - Билинговая система (ведение абонентов, счетов, услуг, комплексные расчеты, таксация, …);
- Система технической паспортизации (ведение, учет, телекоммуникационных сооружений, объектов, сетей,…);
- Система поддержки процессов эксплуатации (Бюро ремонта, линейно-кабельные и станционные службы,…);
- Система поддержи принятия решений;
- Система измерений, анализа и диагностики.
- ….
| 6. | Технические (ТС) и измерительные средства (ИС) Отвечает на вопрос: НА ЧЕМ должна функционировать КИС компании? | Множество технических и измерительных средств, на которых функционирует КИС . Например: - Серверное оборудование;
- Клиентское оборудование (ПК,…);
- Сетевое оборудование;
- Измерительные приборы, комплексы, специализированные измерительно-диагностические системы.
- ….
| Особенностью данной модели является то, что под Системой Эксплуатации мы подразумеваем не только совокупность технических средств либо КИС. В Систему мы включаем также организационно-управленческую инфраструктуру, нормативно - справочные и регламентирующие документы, организационно-технологические процедуры, технологические процессы. Эффективность Системы Эксплуатации зависит от эффективности и полноты каждого из уровней приведенной модели, а также от согласованности между уровнями модели. Например: - состояние технических и измерительных средств влияет на эффективность функционирования КИС,
- функциональность КИС определяет насколько обеспечивается поддержка автоматизации и полноты необходимых технологических процессов эксплуатации в компании,
- полнота и эффективность технологических процессов определяет насколько эффективно будут выполняться организационно-технологические процедуры,
- полнота и эффективность организационно-технологических процедур определяется полнотой и непротиворечивостью нормативно - справочных и регламентирующих документов и эффективной организационно-управленческой инфраструктурой компании.
Другими словами, можно сделать следующие заключения: какие бы современные технические средства не были, как бы хорошо не функционировали корпоративные информационные системы сами по себе, но если они не в полном объеме обеспечивают поддержку необходимых технологических процессов, и как следствие - не позволяют эффективно исполнять организационно-технологические процедуры - общий уровень эффективности Системы Эксплуатации будет низким, даже независимо от наличия эффективной организационно-управленческой инфраструктуры и полноты нормативно - справочных и регламентирующих документов. с другой стороны: выбор эффективной организационно-управленческой инфраструктуры компании, наличие в полном объеме соответствующих нормативно - справочных и регламентирующих документов определяют полноту и эффективность организационно-технологических процедур, на базе этих процедур создаются и формализуются технологические процессы, для поддержки технологических процессов выбираются либо разрабатываются соответствующие КИС, а для эффективного функционирования КИС выбираются соответствующие технические средства. Последнее заключение, возможно, является идеальным подходом для построения эффективной Системы Эксплуатации компании. Данная модель является универсальной моделью анализа эффективности построения любой Системы в компании и на любом уровне, начиная от анализа эффективности отдельной информационной системы специального назначения, и до анализа эффективности построения самой компании. Уровни Службы эксплуатации можно предстваить также как в виде организационно-управленческой, технологической и технической инфраструктуры компании. |